ХРАНЕНИЕ, МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КАНАТОВ.
Основной задачей ухода за канатами в условиях их эксплуатации является сохранение формы и структуры каната, приданной ему при изготовлении, и предохранение его от механических и коррозионных повреждений. Это обусловливает соблюдение следующих основных правил хранения, монтажа и эксплуатации канатов.
Стальные канаты поставляются на деревянных барабанах по ГОСТ 11127-78 или металлических барабанах по технической документации завода. Допускается поставка канатов массой до 400 кг в бухтах с наружным диаметром — не более 1200 мм, высота бухты — не более 800 мм, при этом внутренний диаметр бухты должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната.
Канаты, поставляемые в районы Крайнего Севера, а также канаты, транспортировка которых предусмотрена морским транспортом, упаковываются в соответствии с требованиями ГОСТ 15846-79 "Продукия,отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение".
Хранение канатов — по группе условий хранения Ж2 ГОСТ 15150-69. При хранении каната, намотанного на барабан, ось барабана должна быть параллельна полу, на котором барабан установлен. Поступившие на хранение канаты подлежат немедленному осмотру и смазке канатной смазкой оголенных при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах участков каната. При длительном хранении канаты должны периодически, не реже чем через 6 месяцев осматриваться по наружному слою и смазываться канатной смазкой.
При необходимости испытания каната у его потребителя перед отбором образца должна быть выполнена плотная обвязка конца каната в соответствии с п. 2.10 ГОСТ 3241-80. Отрезку каната производить при помощи механической дисковой пилы. Канаты с металлическим сердечником и канаты закрытой конструкции можно отрезать с помощью электросварки с одновременным провариванием торца каната.
Основным требованием при монтаже каната является предохранение его от раскручивания. Для этого необходимо: выставить барабан с канатом на размоточном устройстве таким образом, чтобы ось барабана находилась в горизонтальном положении. Сматываемый конец каната должен сходить снизу или сверху барабана, который в процессе смотки каната должен подтормаживаться. Расстояние между барабанами должно быть не менее 300 диаметров каната. В процессе монтажа канат должен претерпевать минимальное количество перегибов, особенно знакопеременных.
Рекомендуемые способы перемотки канатов
Разрушение проволок каната, как правило, является результатом коррозионно-усталостных явлений в металле и наступает тем быстрее, чем меньшими оказываются соотношения между диаметром органов навивки и диаметром каната. Отдельные рекомендации по выбору диаметра барабанов для стальных канатов разных конструкций приведены в таблице.
Из-за больших удельных нагрузок со стороны поверхности ручьев блоков и барабанов на проволоки каната они значительно истираются в процессе эксплуатации каната. Не футерованные блоки рекомендуется изготавливать из твердой стали. На установках ответственного назначения канаты следует эксплуатировать на футерованных блоках. При использовании мягких футеровочных материалов увеличивается площадь контакта поверхности каната и ручья блока, что способствует повышению срока службы каната. В качестве футеровочных материалов можно использовать дуб, литую резину, резину наборную, транспортерные ленты, пластмассовые материалы.
Таблица 1
Диаметр барабана для канатов различных конструкций | ||||
Конструкция каната | ГОСТ | Тип каната | Отношение диаметра барабана
к диаметру каната |
|
---|---|---|---|---|
рекомендуемое | минимально допустимое | |||
6 х 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. | 2688-80 | ЛК-Р | 32 | 27 |
6 х 19 (1 + 9 + 9) + 1 о.с. | 3077-80 | ЛК-0 | 36 | 31 |
6 х 25 (1+6+6;6+12)+1 о.с. | 7665-80 | ЛК-3 | 41 | 26 |
б х 31(1+6+6/6+12)+1о.с. | 16853-88 | ЛК-РО | 40 | 23 |
6 х 36 (1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 о.с. | 7668-80 | Ж-РО | 28 | 22 |
б х 37(1+6+15+15)+1 о.с. | 3079-80 | ТЛК-0 | 27 | 22 |
6 х 7 (1+ 6) + 1 о.с. | 3069-80 | ЛК-0 | 70 | 40 |
6 х 7 (1+6)+1х7 (1+6) | 3066-80 | ЛК-0 | 75 | 44 |
6 х 19 (1+6+6/6)+7х7 (1+6) | 14954-80 | ЛК-Р | 34 | 29 |
б х 25 (1+6;6+12)+7х7(1+6) | 7667-80 | ЛК-З | 42 | 28 |
6 х 31 (1 + 6 + 6/6 + 12) + 7х7 (1 + 6) | 16853-88 | ЛК-РО | 41 | 25 |
6 х 36 (1 + 7 + 7/7 + 14) + 7х7 (1 + 6) | 7669-80 | ЛК-РО | 35 | 23 |
6 х 30 (0+15+15)+7 о.с. | 3083-80 | ЛК-0 | 40 | 28 |
6 х 30 (6 + 12 + 12)+1 о.с. | 3085-80 | Трехграннопрядный | 72 | 42 |
6 х19 (1 + 9 + 9) + 7х7 (1 + 6) | 3081-80 | ЛК-0 | 42 | 37 |
6 x l9(l+6+12)+l o.c. | 3070-88 | ТК | 34 | 29 |
6x37(l+6+12+18)+l o.c. | 3071-88 | ТК | 21 | 18 |
6 х 19 (1 + 6 + 12) + 1х19 (1 + 6 + 12) | 3067-88 | ТК | 40 | 34 |
6 х 37(1+6+12+18)+1 х 37(1+6+12+18) | 3068-88 | ТК | 25 | 21 |
С учетом предельных отклонений диаметра каната и его уменьшения при вытяжке рекомендуются следующие соотношения профиля блоков:
R=(0,52/53)dk;
h/dk=1,6+2,0
где: R — радиус канавки блока;
dk — диаметр каната;
h — глубина желоба блока.
Для уменьшения крутимости и трения каната о реборды блока необходимо, чтобы угол девиации не превышал 1°30'.
Регулярная смазка канатов в процессе эксплуатации значительно увеличивает срок их службы. Смазка предохраняет канат от коррозии и уменьшает его износ на блоках и барабане. Канаты покрывают смазкой при изготовлении по всему сечению, а в процессе эксплуатации — сплошной непрерывной пленкой толщиной 0,1 мм. В качестве смазок применяют торсиол-55, ГОСТ 20458-75, торсиол-35, БОЗ-1 по технической документации. Температура смазки при ее нанесении на канат должна быть 80—100°С. Канат перед нанесением смазки очищают от старой смазки и грязи различными способами.
Наиболее простой из них — очистка при помощи стальных щеток и хлопчатобумажных концов.
Криворожским горнорудным институтом разработано устройство для очистки каната от старой смазки (а. с. СССР № 1209555), содержащее корпус, имеющий камеру подвода энергоносителя, сообщенную с камерой разряжения. Под действием разряжения происходит отрыв и удаление смазки.